/

Вы здесь

Проповедь епископа Каскеленского Геннадия в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

9 октября 2012 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Каскеленский Геннадий, Управляющий делами Синода Православной Церкви Казахстана совершил Божественную Литургию в Иоанно-Богословском соборе города Талдыкорган.
По окончании Литургии владыка Геннадий обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поздравил всех с престольным праздником.

Апостол Иоанн Богослов называется апостолом любви. Каждый ученик Христов проповедовал и проповедует любовь Божию, но никому не принадлежит столько вдохновенных и ярких слов и Божественной любви, как апостолу Иоанну.

Большое счастье, что по промыслу Божию, в Алматинской епархии есть храм в честь апостола Иоанна Богослова.  Каждый человек, посещающий этот храм,  помнит о том, в честь кого этот храм назван, кто здесь присутствует невидимо своим духом и поучается у него. Учимся мы, прежде всего той добродетели, которую Иоанн Богослов неустанно проповедовал в течение всей своей долгой жизни. Учимся, как приобрести Божественную любовь, приобщиться к этой любви в своем сердце, в своей душе. Апостол Иоанн прожил долгую жизнь, есть неопровержимые  научные свидетельства о последних годах его жизни в Малой Азии, биографы пишут о том, что уже совсем старым апостол Иоанн практически не говорил, но лишь повторял: - дети мои любите друг друга. Мы знаем, что в земной жизни Спасителя Иоанн является самым молодым из учеников, ему не было и 20 лет, а он уже поднял на себя апостольские труды наравне с умудренными жизненным опытом мужами, такими как апостол Петр, апостол Андрей Первозванный и т.д. Он совершал этот бесконечный подвиг в чуждом, враждебном языческом мире, юный целомудренный ученик Христов понес достоинством так, как и другие ученики Христовы. Не раз в какие-то ответственные моменты Спаситель приближал его, брал с собой. Мы помним, что Иоанн был свидетелем преображения Господа на горе Фавор; Иоанн Богослов один из 12 удостоился быть свидетелем распятия нашего Господа и Спасителя. При кресте Иисуса стояли Матерь его, и апостол Иоанн.

Так в одной из молитв мы говорим: - ближайший друг Христов!   

Разве можно у Господа нашего у Бога быть любимым учеником? Ведь каждый, кто начинает изучать Богословие, начинает изучать духовную жизнь, получая первое представление о Боге, прекрасно знает, что у Бога нет, и не может быть никаких пристрастий. Он всех любит одинаково, как солнце, которое изливает свой свет на праведных и не праведных, на благочестивых людей и людей грешных. Господь всех любит одинаково. Разве могут у Бога быть любимые и не любимые ученики? Такой вопрос задает пытливый человеческий ум, когда знакомятся с этими словами Евангелия о взаимоотношениях Христа с учениками своими. 

Что же означает, что Иоанн был любимым учеником у Бога? Это не значит, что Бог менялся в своем отношении к разным людям, это не значит, что Господь переставал на какое-то время всех любить одинаково, но эти слова Евангелия означают лишь то, что из всех учеников Христа апостол Иоанн имел большую любовь к своему учителю, к своему Спасителю. 

Не Спаситель предпочитал и выделял, как люди по пристрастию своему предпочитают и выделяют кого-либо, а Иоанн Богослов обнаружил такую любовь, такое смирение к своему учителю, какие не обнаружили ни один другой ученик из этой первой христианской общины. И это очень важная истина, которую мы должны помнить в нашей жизни духовной. Эта истина означает, что Господь Бог, который всех любит одинаково готов прийти на помощь каждому человеку в меру его человеческого смирения к Богу. Если мы делаем навстречу Богу десять шагов, то и Господь делает десять, а может быть и сто шагов навстречу нам. Он отвечает нам в меру нашей обращенности к нему, Он приходит к нам в меру нашего смирения к нему. Чем в большей степени человек ищет подвига, ищет жизни духовной, тем в большей степени Господь принимает это его стремление и отвечает ему особыми благодарственными дарами, посылает ему свою радость, посылает ощущение близости своей - страждущему и ищущему Бога человеческому сердцу. Вот такой был апостол Иоанн Богослов.

Эти примеры, которые мы можем привести,  научают нас любить Бога стремиться к подвигу. Легко испытать первый порыв ко Христу, но тяжело удержаться в непрестанном делании этого подвига в течение всей жизни. 

В 90-е годы в России открывается множество монастырей. Кто наполнял эти обители? Эти обители часто наполнялись молодыми людьми, людьми, которые приходили послушниками иногда со школьной скамьи, а большей частью закончив какое-то среднее или высшее учебное заведение. Принимали там иночество, монашество, но, к сожалению, что греха таить немало случаев, когда такие люди, испытав подобный Иоанну Богослову первый чистый юношеский порыв, не могли удержаться на высоте своего подвига и оставляли обитель, уходили, возвращались в мир. И очень часто терпели самые настоящие катастрофы в своей духовной жизни, и в жизни вообще. А вот апостол Иоанн учит нас непрестанному подвигу с юных лет и до самой смерти, и учит нас важной истине, что подвиг этот можно совершить только будучи движимым, силой Божественной любви. Та любовь, которую проповедует апостол Иоанн, не имеет ничего общего с естественными переживаниями людьми, и чувствами человечества. Та любовь, которую проповедует апостол Иоанн – это Божественный дар, который дается по воле Божьей в ответ на человеческое ревнование об этом даре. Это любовь Божественная, эта любовь, которая дается нам в таинствах церковных  благодаря подвигу нашему. Благодаря постам и молитвам. И только вот эта сверхъестественная Божественная любовь может удержать человека на высоте его жизни духовной, на высоте его подвига.

Невозможно только человеческими силами пройти путь Христианской жизни с первой и до последней минуты, достигнуть спасения. Это дело Божие спасать человека, не мы спасаемся, а Бог наш  спасает нас. И спасает силой своей сверхъестественной любви, как даром, о котором проповедует апостол Иоанн Богослов. И вот еще и еще раз, перечитывая эти вдохновенные гимны Божественной любви, которые изложены в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова, которые изложены в Евангелие  – будем поучаться этому великому духовному труду стяжания Божественной благодати, Божественной любви. Будем поучаться ревности и постоянному стремлению к Богу, будем поучаться в этой жизни напряжению сил душевных и физических, какую призван проводить христианин, если он желает обрести спасение и самое тесное единение со своим творцом Господом нашим Иисусом Христом.

Любите друг друга– это заповедь святого апостола Иоанна Богослова пусть для всех нас будет главной заповедью нашей жизни.

Комментарии

 #

Актуально. Сердечно. Доступно. Низкий поклон Вам, Владыка. 09. 10. 2016

 
 #

Спаси Господи владыка Геннадий!