/

Вы здесь

Сердце человека знает только Бог

Все церкви стремятся перед Рождеством помочь прихожанам очистить свои души и сердца, и подготовить их к принятию Христа. Есть такое выражение «Христос может сто раз родиться в Вифлееме, но никакой пользы для нас не будет, если Христос ни разу не родится в нашем сердце». Почему Христос у кого-то в сердце рождается, а у кого-то не рождается? Какое практическое значение имеет этот праздник для христиан и как правильно его встретить? На этот и другие вопросы отвечает Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.

— Владыка Геннадий, приближается Рождество Христово. Какие события поминают в этот день церковь и христиане?

-  Рождество Христово - один из главных православных праздников. В русской культуре это второй по значимости праздник. Первый - Пасха. В западноевропейской культуре, наоборот, Рождество стоит на первом месте, Пасха - на втором. Чтобы понять, почему такое различие, нужно целую лекцию прочитать, поэтому мы сейчас об этом не будем говорить, лишь подчеркнем, что Рождество действительно один из главных православных праздников в христианском мире, он отражает важнейший пункт нашей веры, весь смысл нашей веры, нашей религиозной жизни.

— А в чем заключается ваша вера, вера христиан?

- Вера христиан заключается в том, что Бог пришел на Землю и воплотился во Христе. Мы веруем  во Христа, почитаем Христа  не так, как мусульмане почитают пророка  Мухаммада. Мухаммад - это человек-пророк. Конечно,  мы тоже почитаем пророков и, кстати, у нас с исламом есть общие пророки, много пророков, начиная от Адама. Но для нас Христос значительно больше, чем человек. Он богочеловек, то есть одновременно Бог и человек,  в нем две природы - человеческая и божественная. Главная мысль христианской религии выражается в  словах: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. Это самая главная мысль. Бог воплотился, чтобы человек обожился. Христос открыл нам путь к самому тесному соединению с Божеством. В нем соединились человеческая и божественная природа. Значит, и нам возможно соединить со своей человеческой природой природу божественную.  Мы можем преобразить  нашу человеческую природу, уподобиться Божеству. Вот какой великий  путь открыт для человека - путь к  совершенству.

И если Христос - Бог не родится в твоей душе, то для тебя нет никакого смысла и пользы в том, что он родился в Вифлееме две тысячи лет назад. Поэтому этот праздник имеет для нас глубокое практическое значение. Мы вспоминаем Христа, родившегося в Вифлееме, и стремимся к тому, чтобы он и в нашей душе родился. А   для этого мы  исповедуем свои грехи, делаем добрые дела, усердно молимся.

— Бог воплотился, но при этом Он остался единым?

- Однозначно, да. Его воплощение не изменило природу Божества в том смысле, чтобы нам веровать в двух или трех богов. Ни  в коем случае. Мы, христиане, чистые монотеисты. Для нас Бог один, но имя этого Бога - Святая Троица. У Святой Троицы единая божественная природа. Это не два и не три Бога, это не Бог с «сотоварищами». Это единый Бог. Троица Единосущная и Нераздельная. Но у Бога-Троицы три ипостаси, три лица,  и одна из ипостасей -  Господь Иисус Христос. Видите, мы уже перешли к сложной христианской догматике, в которой без должной подготовки не разобраться. Но   основная мысль христианского вероучения как раз выражается Праздником Рождества: Бог пришел на Землю, чтобы человека возвести на Небо.  Бог воплотился, чтобы человек обожился. Бог стал человеком, чтобы человек стал божеством, вошел в божественную жизнь. Это самое главное для нас.

— Известна ли точная дата рождения Иисуса Христа?

- Ученые предполагают, что фактически Христос родился в четвертом или пятом году до новой эры. Понимаете, в чем дело…Летоисчисление, принятое во всем мире, по которому сейчас 2013 год, было установлено достаточно поздно - в VI веке.  До этого все страны имели свои летоисчисления и чтобы определить историческую дату, нужно эти летоисчисления было  сличить. В Римской Империи исчисление велось по хронологии нахождения у власти консулов,  и поэтому менялись консулы -  менялись даты. И вот  в VI столетии жил такой   монах Дионисий, который ввел новую хронологию от Рождества Христова. Тем не менее, даже в богоборческом Советском Союзе ни один серьезный исследователь не подвергал сомнению тот факт, что Христос был реальным, историческим Лицом. Он родился, когда вышло повеление от кесаря Августа произвести перепись всего населения Империи.  В Евангелии от Луки (2:1-4) сказано: «В те дни вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею.  И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также  Иосиф из Галилеи,  из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома Ирода Давидова». В Сирии в это время правил Квириний,  в Иудее правил Ирод Великий. Это все реальные исторические личности, о которых говорит множество древних   источников.

Рассказ о Христе содержится в Евангелии,  а Евангелие - это часть Библии. С точки зрения текстологии евангельский текст находится в положении, которое выделяет его из всех других литературных памятников тех веков. Что я имею в виду? Вот, скажем, был такой Платон-философ. Первая его рукопись, известная науке, датируется временем, когда прошло 500-600 лет после  того, как окончилась его земная жизнь.   То же самое можно сказать в отношении Аристотеля. И вообще возьмите любой древний памятник тех лет,  и вы увидите, что первая рукопись, известная науке, отстоит от периода жизни автора на несколько столетий. А вот первые фрагменты рассказов о Христе датируются спустя семьдесят лет после его земной жизни.

— Как в этом году будут праздновать Рождество алматинцы?  Вы будете нести ночную службу в  Кафедральном соборе?

- Конечно, в главных храмах, в соборах будет идти ночная служба. Ночная служба совершается два раза в год - на  Пасху и  Рождество. Поэтому хорошо в Рождество прийти на ночную службу. После службы приходишь домой и разговляешься, ведь перед большими рождественскими  праздниками православные христиане соблюдают сорокадневный пост, не вкушают мясной и молочной пищи. А на Рождество уже можно сесть за стол, на котором изобилие земных яств. Я по благословению владыки митрополита Александра возглавлю ночную службу в Успенском соборе Астаны.

— Все ли христиане обязательно должны держать рождественский пост? Какую пользу он приносит человеку?

- Хороший вопрос. Пост имеет целую науку, целое богословие. Пост - это труд, причем труд системный, который человек добровольно приносит Богу, поэтому очень важно правильно понимать, что такое пост. Сейчас многие воспринимают его просто как диету, вот, попостимся, поможем организму избавиться от  шлаков, похудеем. Это неправильно. Скажу больше.

Пост организму большой пользы не приносит. У христиан, как я уже сказал,  в году два  поста - Великий перед Пасхой и Рождественский. Особенно сложный, строгий Великий пост, там люди питаются только клетчаткой, растительной пищей. Поговорите для интереса с любым гастроэнтерологом, и он скажет, что  для здоровья этот пост не полезен. Поэтому это заблуждение -  воспринимать пост как диетические упражнения. Если человек обладает слабым здоровьем, то мы, священники, даем ему благословение пост ослабить, соблюдать его не так строго, как это требует Церковь. Разрешаем   молочную пищу.

Но пост приносит пользу духовному здоровью, душе. Но опять же,  приносит не сам по себе, а только в сочетании с другими важными элементами - воздержанием от пищи, от супружеской жизни, о чем, кстати, часто забывают, хотя это строгое церковное  требование. Воздержание от мясных  и молочных продуктов и от супружеской жизни обязательно и это, конечно, подвиг, подвиг человека. Но пост дает духовную пользу в сочетании с молитвой, человек обязательно должен усердно молиться и ограждать себя  от всего, что отвлекает от высокого, духовного, отказаться от просмотра бессмысленных телесериалов и других  развлечений.

Также пост приносит духовную пользу тогда, когда он сопряжен с физическим трудом, с совершением каких-то добрых дел. То есть, пост -  это системное воспитание человека. И если человек приложил аскетический труд, соблюдая правила поста, то Бог дарует ему особую духовную радость, благодать именно в праздник Рождества или Пасхи. И чем усерднее вы будете поститься, тем больше радость духовная вас ждет на Рождество.

— На Рождество выпадают новогодние празднования. Сбивает ли это людей с пути, бывает ли так, что христиане объедаются, упиваются, то есть не могут воздержаться от мирских соблазнов, чревоугодия?

- К сожалению, такое бывает и это, конечно же, плохо, ибо чревоугодие - это грех. В миру считается, что праздник - это когда все едят и пьют. Это плод   религиозного невежества, безграмотности.  Такое представление не имеет ничего общего с религиозными традициями. Религиозный праздник - это повод вспомнить о духовном, а  для христиан религиозный праздник - это   повод подготовиться и приступить к главному священному действию в христианской Церкви - причащению Святых Христовых Тайн (Тела и Крови Христа). Знаете, что это такое? Расскажу в двух словах.

Христос Спаситель накануне своего ареста собрал в домике своих двенадцать учеников, взял хлеб, вино, благословил и сказал, это Мое Тело за вас ломимое, а это Моя Кровь,   которая проливается за вас во оставление грехов. И еще сказал,  впредь всегда в мое воспоминание творите это священнодействие Тела и Крови. Таким образом, сам Христос установил это священнодействие, и  мы его постоянно совершаем - священники, епископы, когда берется вино, хлеб, читаются особые молитвы, которые сам  Христос нам оставил. И мы верим, что, оставаясь по химическому составу хлебом и вином, этот Хлеб  и Вино получают необыкновенную силу Божественную. Вкушая  эти освященные   Дары - Тело и Кровь Христова под видом вина и хлеба,  человек соединяется с Богом.   А для того, чтобы причаститься, нужно подготовиться, покаяться в своих грехах, пройти исповедь у священника. Смысл религиозного праздника для христиан - подготовиться и причаститься Святых Тайн Тела и Крови Христовых.

— После Рождества будет праздник Крещения, а между ними  святки. Что это такое?

- Святки - это 12 святых дней от Рождества до Крещения, они тоже по-особому отмечаются и вы, наверное, знаете об этом по святочным рождественским рассказам. Святочные рассказы -  колоссальный  культурный пласт, есть целый цикл этих рассказов, начиная от Диккенса, Достоевского и заканчивая современными авторами. Это  огромное творчество! Есть и другие виды творчества -  картины,  изображения  рождественские, поэзия…

Вот был такой поэт - Иосиф Бродский, ученик Ахматовой, я его очень люблю. Мои родители жили с ним  в соседнем доме в Ленинграде  и в годы блокады  мою  маму  и  Бродского  - тогда младенцев - спасали от бомбежек в подвалах Спасо-Преображенского  собора. Он каждое Рождество писал стихотворение и даже, находясь в Америке в эмиграции, писал. Но самое лучше стихотворение,  посвященное Рождеству, принадлежит Борису   Пастернаку. Лучше него никто еще не написал. Как-то великая пианистка Юдина сказала Пастернаку, что если бы  за всю свою жизнь вы написали только вот эту одну «Рождественскую звезду», то уже можно было бы считать, что вы в Раю.   Это удивительное стихотворение с удивительным размером, рифмами, комбинированием длинных и коротких строк,  которые напоминают  раскачивание колокола. В нем поэт описывает сельские русские картинки в сочетании с  пейзажами - местом  событий в древней Палестине.

Стояла зима.

Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе,

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери стояли в пещере,

Над яслями тихая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи и зёрнышек проса,

Смотрели с утёса

Спросонья в морозную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья, оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки в оконце сторожки,

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела одна в стороне, от неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне, как пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой соломы и сена,

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Горящее  зарево рдело над ней,

И значило что-то, что  три звездочёта,

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары,

И ослики в сбруе, один малорослей другого,

Шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры,

Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Сокровища всех галереев,  музеев,

Все замыслы  фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворы…

И так далее. «Рождественская звезда» Пастернака олицетворяет, можно сказать, всю русскую культуру.

— И еще в Рождество  принято ходить  друг к другу в гости, петь колядки. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как это правильно делать.

- Начиная с рождественского сочельника, за день перед Рождеством, 6 января, когда темнеет,  и на небе появляется первая звезда, люди начинают ходить по домам и славить Христа. То есть  начинаются святочные гуляния. Это очень яркое красочное зрелище, впереди на шесте держат изображение  рождественской звезды, все поют, угощают друг друга, веселятся, общаются.  Существует огромное количество песен -  колядок, например, «Нова ра-а-а-дость стала, яко не-е-е-е быва-а-а-ала…» (напевает).

Святочный праздник по-настоящему может почувствовать только тот, кто серьезно постился. Представьте себе, пост идет с 28 ноября, и весь декабрь, начало января. Конечно, люди за это время в некотором смысле оголодали,  к тому же совершались длинные службы, по гостям не ходили, не развлекались.  Видите, сам традиционный календарь очень мудро построен. Что толку, если мы каждый день будем наедаться,  веселиться? Тогда бы мы  потеряли ощущение праздника. А вот когда люди полтора месяца постятся, воздерживаются от всякого соблазна, то, конечно, для них  святочная неделя - праздник. Праздник общения, праздник души, ну и телесное утешение в плане еды.  В жизни очень важно такое сочетание поста и праздника. У таких людей будет мир в душе, в семье, а значит, будет мир в обществе.

— В  Библии сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Почему тогда не все люди верующие, не все боголюбивые, богопослушные, богобоязненные, богоугодные, благочестивые? Таких   меньше, и они не совсем популярны в обществе. Большая часть человечества ведет атеистический, если можно так выразиться,  образ жизни.

- Атеистов все-таки меньше, чем верующих. Атеисты - это XX век. В XXI веке их  все меньше и меньше. Люди к Богу идут.

— Как страшно жить без Бога.

- Конечно, страшно. Жить с Богом - великое счастье.

— Сейчас немало людей, которые материальные блага, деньги, дорогие авто, особняки, связи, положение, карьеру ставят выше любви, совести, веры, сострадания. Что им за это будет?

- Что им будет за это, мы судить не можем. Это вопрос очень сложный. Сердце человека знает только Бог. Приведу классический пример из христианской литературы. В шестом веке святой авва Дорофей рассказал случай, свидетелем которого он был.

Корабль потерпел крушение, спаслись только две близняшки-девочки. И так получилось, что  на  берегу одну девочку подобрала монахиня, другую - женщина, которая, извините, содержала бордель. И обе получили соответствующее воспитание. Одна девочка стала монахиней, святой, известной, умерла в святости, в благочестии и в подвигах. А другая пошла на работу в это неблагопристойное заведение и скончалась в юном возрасте от каких-то болезней. И вот авва Дорофей задается вопросом,    как Бог будет их судить? И отвечает, что мы не можем об этом сказать, но  Бог будет судить по справедливости,  видя сердце каждого человека и видя влияние внешней среды.  Поэтому, спасение человека - тайна!  Мы не должны загодя вешать на человека ярлык! Объявлять его погибшим безвозвратно.  Наше дело молиться за всех, и мы молимся - и за     грешников, и за праведников. Человеку открыты все пути  к совершенству, если только он захочет этого, добровольно свою волю подчинит воле Бога, ведь человек абсолютно свободен.

Понимаете, если бы у человека не было возможности падения, не было    возможности греха, возможности противиться Богу,  то  и не было бы  никакой ценности в его подвиге, когда человек добровольно избирает путь служения Богу, путь святости. Вот  в  чем секрет-то.

Конечно, мы живем в мире, который заражен грехом. В Библии так и написано -   «Весь мир лежит во зле». Эту фразу написал апостол Иоанн Богослов.  Он был любимым учеником Иисуса Христа и из двенадцати учеников-апостолов он единственный, кто умер своей смертью. Всех остальных убили,  и только Иоанн Богослов прожил очень длинную жизнь, порядка ста лет и в конце жизни написал Апокалипсис, Откровение.

Кроме этого, его перу   принадлежит   ряд посланий и одно из Евангелий.  Вот, смотрите, в Первом Послании от Иоанна, 5 глава 19 стих   он пишет: «Всякая неправда есть грех. Но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит. Но рожденный от Бога, хранит себя и лукавый не прикасается к нему». Лукавый - это  дьявол. «Мы знаем, что мы от Бога. И что весь мир лежит во зле. Знаем также, что сын Божий пришел и дал нам свет и разум. Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог, и жизнь вечная».

Вот в таком мире мы живем. Надо смотреть реально. Мир заражен грехом. И зло находится не где-то там, а  внутри нас, внутри самого человека. Не хочется, конечно, об этом говорить в Рождество,  но все  заражены злом, несут его в себе. Кто больше, кто меньше.

— Это зло непобедимо?!

- Чудо бывает, когда человек прикладывает усилия для того, чтобы победить в себе это зло. Была такая  пьеса - «Убить дракона» Евгения Шварца. И фильм прекрасный.  Имеется в виду убить дракона в себе. Победить в себе это зло. Для этого нужно прилагать очень большие усилия, и    человек, который с Божьей помощью побеждает в себе это зло, этого дракона, достоин награды. И Господь принимает его как своего возлюбленного сына, дарует ему вечное блаженство, спасение, как мы говорим. Получается, Господь даже  зло преобразует в добро. Но людей, достигших такой святости, единицы. В Евангелие Спаситель часто говорит: «Много званных, но мало избранных» и эта мысль рефреном проходит через все Священное Писание.

Кстати говоря, слово «церковь» в русском, казахском, немецком языках ассоциируется с каким-то конкретным зданием, помещением. А  в греческом, французском, испанском,  итальянском языках звучит как экклесия - собрание избранных. Тех, которых Бог призвал и  которые к Нему пришли. Таких всегда было  меньшинство и это закон природы человеческой. У нас все занимаются футболом, но такие как Месси   рождаются раз в десятилетия.  А чтобы играть, к примеру, на уровне  премьер-лиги российской, туда из тысяч мальчишек попадает только один. Точно так же в духовной жизни - все призваны, но очень мало людей, которые находят в себе силы, чтобы добровольно отдать себя служению Богу и ближнему и с этим ничего не поделаешь, мы в таком мире живем.

— Некоторые люди называют себя верующими, но ведут себя не как верующие. Почему это происходит?

- Потому что нужно прилагать усилия, чтобы побеждать в себе грех. А это труд большой. Но при всем при этом никогда нельзя ставить на человеке крест.    Никогда нельзя на человека вешать ярлык. Ни-ког-да!   Я служу священником уже более двадцати  лет, и в своей практике видел удивительные случаи.

Помню, в 2008 году я лежал в больнице,  и  на моих руках умер офицер. От рака. Он всю жизнь прослужил в каких-то глухих лесах, в отдаленных воинских частях и никогда толком не задумывался о Боге.  Но вот Бог привел его умирать у меня на руках. Я его за несколько часов до смерти крестил,   причастил его Телом  Кровью Христовой, принял у него исповедь, беседовал с его сыном, с его родственниками и он умер совершенно просветленным, понимаете? У него буквально за несколько часов до смерти произошло покаяние!  Поэтому никогда нельзя отказывать человеку в праве на покаяние, на изменение в жизни. Кто бы то ни был  -  хоть простой, хоть богатый, хоть политик, хоть фермер…

— Нельзя говорить, ты конченный, ты никогда не станешь человеком, с тобой бесполезно…

- Нельзя! Это категорически запрещено!

— Все ли священнослужители достойно исполняют свой долг, свои служения?   В вашей практике были случаи, чтобы кого-нибудь из них отстраняли от несения службы из-за его низких моральных  и личностных качеств?

- За время моего служения здесь (уже третий год)  на территории Алматы и Алматинской области не было ни одного ЧП, связанного с недостойным поведением конкретного священника. Были мелкие  обиды, мелкие жалобы типа,  батюшка мне нагрубил, не так на меня посмотрел, обещал сделать то-то, а не сделал, но не более того. Это  какие-то человеческие столкновения и все это всегда заканчивалось примирением. А вот какого-то  такого серьезного прегрешения,  что необходимо было бы принимать административные меры, снимать с должности, слава Богу, не было.  А в принципе все бывает. Все мы люди.

— Владыка Геннадий, Вы сказали, что Апокалипсис наступит тогда, когда во всем мире будет установлено единое политическое государство. Это как понимать?

- Да, когда во всем мире будет установлено единое политическое государство и во главе этого государства станет человек, который в Священном Писании назван Антихристом - тот, кто пришел вместо Христа. По учению христианства, это будет человек, наделенный выдающимися способностями от дьявола, способностями влиять на людей, даром убеждения. Человек, который будет наделен экстрасенсорными способностями, будет иметь  возможность совершать какие-то удивительные   знамения и чудеса.

Но прежде чем достичь такой власти, он сумеет так повести себя, что понравится всем.  Будет очень внимательным, обходительным, покажет вид благочестия, сумеет, чтобы люди разных религий, разных вер восприняли его как человека, который принесет мир.  Но когда он достигнет желаемого,  когда объединит под своей властью все человечество, он резко изменится, изменит свой характер и открыто явит  свою античеловеческую сущность.  Будет убивать, преследовать людей за различные убеждения, заставит, чтоб все люди его обожествляли, все ему поклонялись.

Он  сделает так, что человеку будет наложена печать на чело и на правую руку. Некоторые говорят, что это, возможно,  будет какое-то электронное устройство, какой-то микрочип.  Человек, который не получит эту печать, не сможет ничего покупать в магазинах.  Может быть и так.  Только принятию этого электронного чипа будет предшествовать сознательное отречение от Христа.  Нужно понимать, что сами по себе любые устройства, электронные карточки, паспорта - совершенно безопасны. Но если их принятие сопровождается подписанием какого-то вероотступнического документа, совершением какого-то кощунственного действия, тогда - беда! Это все написано еще две тысячи лет тому назад.  Вот, читайте: «И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя…» и так далее («Откровение» Святого Иоанна Богослова, 13:15). Это тексты древнейших рукописей, которые необыкновенно актуальны, необыкновенно злободневны, что доказывает, что апостол Иоанн  писал это не сам, а по внушению Бога.

Подчеркну, что антихристова печать будет выдаваться человеку только тогда, когда он самостоятельно, свободно отречется от своей религии и примет религию и идеологию антихриста. Для людей твердо верующих, для христиан, поклонение антихристу будет несовместимо с их верой. И каждый человек, который откажется совершить поклонение антихристу, дьяволу, будет либо убиваем, либо обречен на голодную смерть, потому что он не в состоянии будет что-нибудь купить, продавать, не в состоянии будет пропитать себя и свою семью. Об этом нам говорит Священное Писание - Библия.

И мы видим, что до этого еще далековато,  мир, в котором мы живем, раздираем противоречиями, хотя определенные тенденции глобализации уже наметились. В мире   много самых разных сил, которые борются друг с другом, противостоят друг другу. Посмотрите, что происходит сейчас в Африке, на Ближнем Востоке, в Сирии… Просто сердце кровью обливается, невозможно смотреть, как люди десятками тысяч  уничтожают друг друга ради какой-то отвлеченной идеологии. Реками льется кровь,  и это в XXI веке!

Также еще не исполнились  и другие  библейские пророчества, значит, конца света еще не будет.  Так что будем жить и радоваться! Но надо помнить, что когда-то каждого из нас Господь призовет на Суд!

Пользуясь случаем, хотел  бы через ваш уважаемый портал поздравить христиан разных традиционных конфессий с праздником, который  нас всех объединяет - с Рождеством Христовым и пожелать,       чтобы Христос, родившийся много-много лет назад в Вифлееме, родился  в душе каждого из нас. Это мое главное пожелание. Нам Творец отвел на земле не так уж много лет. Считанное количество. И пусть 2013 год станет для нас еще одной ступенькой в нашем духовном росте, ступенькой по лестнице в Небо!

Торгын НУРСЕИТОВА

www.zakon.kz