http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Познать самих себя

О молитве Ефрема Сирина

Великий пост – благодатное время. Это время, когда те, кто любит Христа, готовятся к главному событию в христианской жизни – Пасхе, Воскресению Христову.

Иные говорят, что пост – это сплошное время запретов: того нельзя, сего нельзя… Это неверный взгляд. Пост – время не запретов, мы – люди свободные, никто ничего нам запретить не может. Пост – это  время аскезы, то есть - упражнения. К примеру,  девушка, чтоб не набрать в талии лишних килограммов и понравиться парню, сидит на диете. Спортсмен, чтобы победить в соревнованиях, подвергает себя  тренировкам. Художник, создавая шедевр, забывает и о еде, и о развлечениях. Основное здесь – не какие-то «запреты», а вдохновение и интерес. Примерно то же – и здесь: мы вдохновлены Христом, и нам нравится поститься, хочется немного, по мере возможности, очистить и тело, и душу от грехов. А если кому это неинтересно – то и поститься ему незачем, без интереса и вдохновения толку от поста нет никакого. Поститься или нет – не Церковь велит и не священник заставляет, а каждый решает для себя сам.

Великий пост – это еще и время, когда всей Церковью и каждым из нас отдельно читается молитва Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви  даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эту молитву можно читать не только Великим постом, просто так уж сложилось в тысячелетней жизни Церкви, что вот эта молитва, составленная подвижником, богословом и поэтом Ефремом, жившим в 4 веке в пустыне Сирии, читается именно в эти сорок дней.

Вообще, молитва – дело простое: это разговор человека с Богом, ребенка – с небесным Отцом: попросить ли чего-то, поблагодарить, пожаловаться, рассказать о себе, услышать ответ… Верующий человек не общаться с Богом не может.

Кто-то скажет: «Ну, раз всё так просто – зачем тогда молитвенные правила и всё такое?». А затем, что люди-то мы все обычные, многие из нас воспитаны в атеизме, и молиться нам бывает с непривычки совсем непросто. Вот молитвы святых и даны нам в помощь, чтоб на их примере научиться собственной молитве. Так бывает во всяком деле: хочешь сделать табуретку - учишься у опытного столяра, хочешь импровизировать на рояле – сперва разучиваешь гаммы. Вот и в молитве так. Потому верующий человек понимает: молитва и земные поклоны в храме – не рабский долг, а упражнение души и тела в общении с Богом, в воспитании в себе самом благочестия, любви и доверия к Нему.

В молитве Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста, самое важное, пожалуй, то, что она читается всей Церковью. А что такое Церковь? Это семья: Бог – Отец, а мы – дети. Братья и сестры между собой. Вот это очень важно: или человек  замыкается сам в себе, мол, я и так праведно живу (наша «праведность», копни ее поглубже, так и фонтанирует грехами ),  говорит, что  «Бог у меня в душе» (ну какой там Бог поместится в нашей небольшой душе, сами подумайте!...)  – или идет домой, в семью. Есть известные слова: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец» - и они совершенно правильные.

В этой молитве содержатся очень важные вещи, необходимые в первую очередь даже не для того, чтоб пересказать их Богу, а для нас самих, для осмысления нами – своей собственной жизни.

«Господи и Владыко живота моего»  - то есть жизни моей.  Именно Бога мы признаем главным в своей жизни, исповедуем, что  доверяем  Ему и любим Его.

«Дух праздности» - дух лени, и духовной и телесной, насколько лень губит человека - знают все. «Уныние» -   тяжкий грех. Это  состояние неверия в лучшее, в людей, в помощь Бога, смешанное с расслабленностью, из него часто проистекает желание покончить жизнь самоубийством или «загаситься» пьянством или наркотиками…  «Любоначалие» - одно из основных наших греховных состояний: мы так любим властвовать друг над другом, в семье ли,  в коллективе, доказывать друг другу, что наша «правда» - самая правильная, оставлять в разговоре за собой последнее слово, отсюда –  осуждение друг друга,  а в жизни народов – войны и взаимоуничтожение. С «празднословием» - тоже понятно: наш язык – наш враг, мы часто болтаем сверх меры, не успев обдумать мысль,  и тем опустошаем свою душу, языком производим  осуждение, сплетни, причиняем друг другу боль…

Далее в молитве мы просим Бога помочь нам обрести дух целомудрия – то есть той цельности мысли, чувства и поведения, которые были у нас разве что в раннем невинном детстве, смиренномудрия – то есть мудрой примиренности с людьми и миром, чтобы не судить никого, а понимать причины событий и поступков людей, терпения – только эта добродетель, пожалуй, и зависит от нас, только терпением мы можем преодолеть скорби  нашей  жизни, и любви – главного, без чего нельзя жить на свете, любви к ближним и к Богу.

И просим «даровати нам зрети свои прегрешения» - то есть познать самих себя, какие мы есть, реально и без прикрас, а это самое важное в жизни. Познав самого себя, мы уже не станем «осуждати брата своего», а научимся делом, словом, молитвой помогать ближним, ведь в такой помощи нуждаемся все мы.

Священник Сергий Круглов