Вы здесь

Клирик Талдыкорганского благочиния совершил паломничество к святыням Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Часть 3

Часть 3, заключительная.   Часть 1>   /   Часть 2>

Но в то же время нам предстояло посетить еще немало святых мест. Как раз к следующему и лежал наш путь. Из Владимирской бухты, к которой мы добрались из Приозерска на автобусе, мы прибыли на остров Коневец, монашеская жизнь которого началась с молитвенного подвига преподобного Аресения Коневского.

Сегодня здесь восстанавливается Богородице-Рождественский мужской монастырь.

Исторически эта обитель еще более древняя, чем Валаам, и природа здесь не менее живописна, хотя и весьма отличается от валаамской.

Прибыли сюда мы уже вечером, но, тем не менее, успели на вечернее богослужение. Главными святынями обители являются Коневская Икона Божией Матери и мощи преподобного Арсения Коневского. Обе святыни находятся в нижнем храме, и по окончании вечерни мы, конечно же, с благоговением к ним приложились. После службы, поужинав и немного побродив по окрестностям, мы разместились в паломнической гостинице и легли спать.

Утром мы вновь молились за Божественной Литургией и причащались Святых Тела и Крови Христовых. После службы мы посетили музей Коневского монастыря, а затем, пообедав, побывали у стен Казанского скита.

Здесь, прямо рядом со скитом находится Явленская часовня, освященная и названная так в честь явления преподобному Аресению на этом месте Пресвятой Богородицы.

Здесь мы отслужили краткий молебен Пресвятой Владычице Небесной. Здесь же нас застал и проливной продолжительный дождь. Переждав непогоду, мы выдвинулись к следующей достопримечательности острова – к Конь-Камню. Этот огромный валун, действительно напоминающий голову лошади, почитался и обожествлялся жителями Ладоги. Но с приходом на остров преподобного Арсения, язычество упраздняется, а место это освящается его святыми молитвами. Сегодня на вершине камня расположена часовня преподобного Арсения Коневского.

На этом завершился четвертый день нашего паломничества. Уже вечером мы вновь были в Санкт-Петербурге, вновь заселялись в номера гостиницы «Академия», приводили себя в порядок после походных условий и просто отдыхали.

Утром следующего дня мы отправились в паломничество по святым местам самого Санкт-Петербурга. Началось посещение святых мест с храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расположенного на берегу Невы.

Здесь, на территории храма находится могилка местночтимой святой блаженной Матронушки босоножки.

Здесь мы пропели блаженной Вечную память, приложились к надгробному Распятию и отправились к одному из самых почитаемых мест культурной столицы – к Смоленскому кладбищу Васильевского острова, к могилке блаженной Ксении Петербургской.

Ныне над могилкой блаженной Ксении возвышается красивая часовня, в которую мы попали сравнительно быстро (говорят, что иногда своей очереди войти в часовню и приложиться к надгробию святой, верующие стоят в очереди по несколько часов). Пропев величание, приложившись к святыне и помазавшись святым елеем, мы вышли из часовни и уже на улице совершили молебен блаженной матушке Ксении.

Следующим местом посещения стал Казанский собор. Здесь мы благоговейно приложились к чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери.

Во второй половине дня у нас было свободное время, в которое мы могли побродить по Петербургу, посетить музеи или просто отдохнуть в гостинице.

На следующий день наша группа посетила сразу несколько населенных пунктов.

Первым пунктом нашей поездки стало Царское Село (ныне город Пушкин). К сожалению, мы не смогли попасть во дворцы и палаты, так как именно этот день оказался санитарным и служебным. Но мы все же побродили по Екатерининскому парку, полюбовались Летним дворцом.

Посетили потешный крепостной вал.

Помолились и в Знаменском храме, находящемся рядом с Царско-Сельским лицеем, в котором учился А.С. Пушкин. Ниже храма в парке установлен памятник великому русскому поэту.

Еще одним местом посещения в Царском Селе стал Феодоровский Государев собор – любимое место молитвы последнего императора-мученика Николая II и его семьи.

На территории сохранились деревья, которые были посажены святым августейшим семейством.

После посещения исторических и святых мест Царского Села мы отправились в город Павлов, в собор святого Апостола Павла.

В этом храме сегодня пребывают мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской. Перед этой святыней с нами помолился настоятель храма отец Владимир. Приложившись к мощам и другим святыням храма (древним спискам с чудотворных икон Богородицы, частицам мощей святых Божиих угодников), мы отправились в Вырицу к месту погребения преподобного Серафима Вырицкого.

Здесь в часовенке, устроенной над могилой батюшки, совместно с дежурным священником мы совершили молебен, после которого нас очень вкусно покормили в местной трапезной. Тем временем в храме началось вечернее богослужение. Кто-то из наших паломников оставшееся свободное время помолился в храме, кто-то прогуливался по территории, кто-то приобретал что-нибудь на память.

Но как бы нам не хотелось остаться здесь подольше, нужно было возвращаться в Санкт-Петербург.

На следующий день, посетив Санкт-Петербургский монастырь Иоанна Рыльского и приложившись к пребывающим там мощам праведного Иоанна Кронштадтского, мы направились к месту служения святого праведника в город-порт Кронштадт.

Первым делом мы посетили мемориальный музей-памятник квартиру святого праведного Иоанна. Это тот самый дом, в котором жил, молился и принимал людей Божий угодник.

Здесь мы послужили молебен отцу Иоанну, после которого для нас провели весьма познавательную экскурсию. Квартира, несомненно, была реставрирована, и прежде имела другой вид, но все же одно осознание того, что эти стены, само здание помнят святого, внушало благоговение и священный трепет.

Помнит иерея Божьего и этот балкончик, с которого батюшка благословлял людей, толпами стекавшихся к нему с различными просьбами, проблемами, скорбями и недугами.

Во дворе мемориальной квартиры праведному Иоанну Кронштадтскому сегодня установлен памятник.

Вообще, с именем этого святого связано все, что касается церкви в Кронштадте. Так и Морской собор, который мы посетили сразу же после экскурсии по квартире батюшки, был заложен при активном его участии.

Даже внешний вид собора поражает своими размерами и архитектурной роскошью. Но по-настоящему испытываешь восторг и трепет, попадая вовнутрь.

Купол этого храма по подобию храма (ныне мечети) Айя-София не имеет подпор, и возникает чувство того, что он парит, что над нами золотое небо. А при свечении хоралов кажется, что по воздуху разлита золотая пыль.

Этот храм является еще и памятникам всем Российским матросам, погибшим на море. По стенам по всему периметру храма располагаются мемориальные доски с указанием имен, должностей, званий, а также места и причины гибели матросов.

Последним храмом, который мы посетили за время этой поездки (не считая Александро-Невской Лавры, которую мы посетили непосредственно перед отъездом) стал Владимирский собор, который в начале своего исторического существования был храмом сухопутного ведомства Кронштадта.

Восстановление храмов, которые сильно пострадали за период советской власти (Андреевский собор, в котором служил отец Иоанн, был совершенно разрушен), началось в Кронштадте именно с этого храма. Сейчас ему вернули прежнее благолепие и красоту, и он вновь воспрял из руин.

В трапезной этого храма нас покормили замечательным обедом. Кстати, чуть не забыл, на протяжении последних трех дней нас сопровождала замечательный экскурсовод и гид Ольга Витальевна. Вообще, труд этих людей, ведущих за собой группы паломников, которые состоят из совершенно разных по характеру и духовному устроению людей, на первый взгляд может показаться незначительным, но на самом деле это совсем не легкий труд, требующий от человека полной отдачи. Хотелось бы выразить огромную благодарность Ирине Юрьевне, Ольге Вячеславовне, Виктории Лонгиновне, отцу Никодиму и Ольге Витальевне за этот понесенный ими труд.

От себя же хочу выразить благодарность всем тем, кто сделал для меня возможной эту поездку, а в особенности отцу Игорю Светличному, отцу Григорию Смурыгину, отцу Александру Суворову, Галине Петровне, Игорю Дмитриевичу Хочину, Екатерине Васильевне и многим другим.

Подводя итог этой поездки для себя лично, я пришел к следующему. Бог промыслительно подает нам все полезное и, что самое главное, своевременно.

Эта поездка стала для меня не просто путешествием, отличным времяпровождением и главным приключением лета. Это паломничество стало для меня своевременным глотком свежего воздуха, стимулом стремиться и меняться к лучшему, не ограничиваясь суетной рутиной обыденной жизни, но по мере сил поднимаясь над ней. А еще я все-таки довез до дома (и это заметила в частности моя семья) частичку той духовной радости и Божественной благодати, стать причастниками которой сподобил нас Господь по молитвам Пресвятой Богородицы и всех тех угодников Божиих, к мощам и могилкам которых мы приносили свои просьбы и мольбы.

Часть 3, заключительная.   Часть 1>   /   Часть 2>

Священник Александр Матлашов, клирик Иоанно-Богословского собора города Талдыкорган.