http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Великий Пост – это время молитвы

Великий Пост не должен приводить к ухудшению здоровья. Он должен смирять тело и отсекать страсти. Тело для нас может быть врагом, но должно быть другом в наших добрых делах и в молитвенной жизни - Епископ Каскеленский Геннадий, интервью специально для Zakon.kz.

- Многоуважаемый Епископ Геннадий, когда в этом году начинается и завершается Великий Пост?

- В нынешнем году Прощеное воскресенье выпало на 13 марта . В этот день после вечернего богослужения в храмах был совершен так называемый «Чин прощения». Все христиане испросили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды для того, чтобы в понедельник с чистым сердцем начать путь Великого Поста. Важно понять, что чин прощения – не пустой ритуал. Священное Писание указывает нам на необходимость прощения. Молитва должна совершаться в мирном состоянии духа. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).

- Почему Пост называется Великий? Только из-за того, что длится 40 дней?

- Великий Пост, во-первых, самый длительный. Он состоит из святой Четыредесятницы (40 дней) и еще страстной недели. Во-вторых, самый строгий. В течение Поста запрещена мясная и молочная пища. А рыбу можно вкушать только дважды: в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи). Впрочем, иногда мы делаем послабление на рыбу, особенно людям молодым – разрешаем кушать в субботние и воскресные дни в течение всего Поста.

В-третьих, Великий Пост связан с воспоминаниями священных событий - крестных мук и смерти Христа Спасителя. Особенно важна последняя неделя Поста – страстная, когда час за часом перед нами проходят последние дни земной жизни нашего Спасителя Иисуса Христа. Каждое богослужение страстной седмицы – неповторимо. Исполняющиеся в эти дни в храмах песнопения написаны лучшими композиторами. Следует бывать каждый день в церкви в эти дни. Великий Пост отцы Церкви называют «десятиной года». Эту десятину до последней минуты нужно отдать Церкви.

- Вы сказали, Великий Пост – строгий Пост. В чем его строгость? Лишь в воздержании от скоромной пищи?

- Не только. Кроме строгости в воздержании от скоромной пищи, следует воздерживаться от супружеских отношений, исключить всякие увеселения и развлечения. В дореволюционное время на период Великого Поста прекращалась работа всех театров. Вы задумывались, откуда пошла традиция театральных «капустников»? И почему «капустников»?

Дело в том, что актеры оставались на период Поста без работы. Иногда они собирались вместе за столом с традиционным постным кушаньем, квашеной капустой, и полушутя для себя разыгрывали импровизированные пьесы.

Но прежде всего Великий Пост – это время молитвы. Нет другого столь удобного времени,чтобы ощутить в себе жизнь духа. Тяжело привыкнуть к длительным храмовым великопостным богослужениям, к бесконечным поклонам со знаменитой молитвой преподобного Ефрема Сирина. Эту молитву все знают благодаря стихотворному переложению Александра Сергеевича Пушкина: «Отцы пустынники и жены непорочны…». Но если пересилить себя, войти в поток молитвенной жизни Церкви, то непременно обнаружишь в себе колоссальную духовную энергию, силу, необыкновенную легкость и радость.

Великий пост – это великий труд, но он приносит великую награду. Каждый год я встречаю людей, с воодушевлением свидетельствующих: «Я в первый раз полностью выдержал Пост. Как хорошо!»

- Чем завершается Великий Пост, какими мероприятиями?

- Еще один смысл Великого Поста: подготовить христианина к встрече главного праздника, дня Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней. Чем усерднее мы постимся, тем большую духовную радость будем способны ощутить в праздник Пасхи. В нынешнем году Пасха выпадает на 1 мая.

- Какое значение имеет Великий Пост в жизни христианина?

- У Церкви Христовой нет случайных, маловажных или необязательных постановлений и правил. Заповедь Великого Поста – одна из важнейших. Главная ее цель – помочь христианину ощутить в себе жизнь духа. Церковь учит о единстве духовно-телесной природы человека. Телесные упражнения влияют на жизнь души. И наоборот, душевные переживания и движения отражаются на здоровье тела. Великий Пост пробуждает нас от греховного сна, заставляет отвлечься от жизни по законам плоти. Христос говорит: «Я победил мир». В греческом тексте Евангелия здесь стоит слово «космос». Христос – победитель космоса, то есть Он выше всех естественных законов, по которым живет мир и человек. Через свой духовный подвиг мы освобождаемся от давления этих плотских законов, обретаем жизнь со Христом, в Боге. Христианская вера открывает человеку бесконечные горизонты совершенствования. Ведь во Христе Бог стал человеком. Значит и человек может достигнуть подлинного обожения, стать богом по дару благодати Христовой. И путь к достижению совершенства лежит через подвиг поста и молитвы.

- Усиленная молитва во время Поста - понятно, покаяние в грехах - понятно, а как понять отречение от суеты? Как это должно выглядеть на практике?

- Это становится понятным на практике. Посвящайте в десять раз больше времени молитве, чем обычно, и вы почувствуете, как суета сама собой отступает от вас. Мысли очищаются. Отречение от суеты, как вы удачно выразились, происходит, прежде всего, в помыслах. И происходит по дару и силе молитвы. Избавиться от дурных и ненужных помыслов вовсе не означает удалиться от дел. Вот мы сейчас беседуем, пишем с вами интервью. Я же не сказал вам, оставьте меня в покое, у меня Великий Пост! Но в то же время интервью это пишется как-то по другому, с особым настроением, потому что вчера и сегодня были длительные богослужения. Ночью я не смотрел ни фильмы, ни футбол, ни хоккей. У меня меньше суеты в голове, я более сосредоточен. Не нужно оставлять профессиональных обязанностей, важных и нужных дел, особенно таких, которые связаны с помощью ближнему. Но все развлечения нужно удалить от себя. Давайте скажем себе честно: мы привыкли развлекаться. Мы иногда жертвуем ради развлечений серьезными делами. Мы мало совершенствуемся в профессии, меньше заботимся о престарелых. Великий Пост в конечном итоге благотворно должен сказаться на профессиональных успехах и в семейной жизни.

- Почему во время Великого поста нельзя есть продукты животного происхождения? Какой смысл в этом укрыт, насколько это важно для человека, для его духовного, физического здоровья? Есть ли здесь что-то общее с вегетарианством?

- Очень хорошо, что вы затронули этот вопрос. Христианин не гнушается пищей. С вегетарианством у нас нет ничего общего. Будет Пасха – будем вкушать мясо. На мой взгляд, вегетарианство – ненужная и духовно вредная вещь. Она способствует человеческой гордыне. А гордыня препятствует человеку узнать Бога. Великий пост - не диета. Впрочем, это любой врач диетолог подтвердит.

Строгость Великого Поста многих врачей ужасает. Но проблема в том, что мы вообще очень много едим. Гораздо больше, чем это нужно организму. Избыток пищи отсекает от нас возможность какой бы то ни было духовной жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил: «На сытый желудок даже говорить о Боге нельзя». Поэтому подвиг Поста крайне необходим верующему человеку. Для понимания этой истины мне очень много дал Святой Афон. И сегодня на горе Афон живут сотни монахов – аскетов, совершая постоянный труд поста и молитвы. Какая удивительная сила, легкость во всем их облике! Сколько там долгожителей! В октябре прошлого года сам наместник русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия отметил свой 100-летний  юбилей. Такие примеры заграждают уста многим малодушным критикам Поста.

- Кто из христиан обязательно должен держать Великий Пост, а кому делается послабление?

- Великий Пост не должен приводить к ухудшению здоровья. Он должен смирять тело и отсекать страсти. Тело для нас может быть врагом, но должно быть другом в наших добрых делах и в молитвенной жизни. Каждый, кто имеет хронические болезни, должен индивидуально решать вопросы послабления в Посте со своим духовником. Универсальным является такое правило: время Великого Поста для всех без исключения должно стать временем особого труда, должно отличаться от всякого другого времени года. Очень важно поститься первую и последнюю неделю. В конце первой и последней недели Поста христианин должен исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

- Можно ли во время Великого поста проводить свадьбы, отмечать дни рождения, устраивать другие семейные торжества, употреблять спиртное?

- Нет, не следует совершать торжества Великим Постом. По возможности их следует перенести на пасхальный период. Некоторые события невозможно не отметить, например, 50-летний юбилей со дня рождения. Следующим Великим Постом это событие подстерегает и меня. Такие события можно отметить участием в богослужении, общей трапезой. Крепкого спиртного на столах быть не должно.

- Есть ли что-либо общее между Великим постом и Священным месяцем Рамазан?

- Мне трудно дать содержательный ответ на этот вопрос, поскольку я плохо знаком с традициями Рамазана. Однако совершенно очевидно, что Пост есть некое универсальное установление, свойственное всем религиям без исключения. Идея Поста отвечает неким глубинным запросам человеческого духа. Человек тоскует о Боге и ищет путей к Нему. Пост при правильном подходе является одним из условий на пути богопознания.