Сравнивай, завидуй и злись

24.09.2017

Зависть. Одна из самых культивируемых страстей современности. Порок, который сегодня насаждается системно и с какой-то особенной назойливостью.

Сравни – говорят нам со всех сторон. Сравни свою жизнь и вот его, который на «Лексусе» мимо проехал. Сравни дороги наши и европейские, зарплаты наши и американские. Сравни, как одет ты и какой-нибудь щегол на обложке глянцевого журнала, как обставлена квартира у тебя и у героев популярного телесериала. Сравнивай! – и злись. А мы уж решим, куда твою злобу направить.

Как только кто-нибудь клюет на эту дьявольскую приманку, принимает в себя убийственный яд зависти, который сразу начинает свое разлагающее действие. Став на искусительный путь сравнения, нормальный трудящийся человек через короткое время звереет. Ему кажется, что он обманут, что это не жизнь, а унижение, что его «кинули». В таком ослеплении он поддается самой примитивной манипуляции, и способен на любое преступление. Горячие призывы к сравнению, как правило, заканчиваются массовыми протестами и народными волнениями, которыми всегда кто-то управляет.

Почему путь сравнений ошибочен? Потому что он не предполагает различий. Но бытие иерархично, и в природе нет ничего одинакового. Зависть поначалу желает все уравнять (шариковское: взять, и все поделить!) Но, в конце концов, завистливый хочет вовсе не равенства, а верховенства. Он не ищет счастья себе, но несчастья другому. «Есть у него – хочу, чтоб было и у меня. А раз плохо мне, пусть будет плохо и ему». Вот она, жлобская песня всех революционеров и майданщиков.

Скажете, это не про вас? О, если бы. Почти у всех нас сознание уже изрядно переформатировано. Мы уже не можем жить без того, чтобы не сравнивать себя хоть с кем-то и не злиться хотя бы по привычке. В нас воспитали жлоба, которого трудно изгнать, потому что он стал частью нас. Прямо по словам мультяшного мистера Фримена: «Я – настоящий. А вы – лишь скороспелый плод чьей-то фантазии».

На дьявольскую удочку зависти попадаются и церковные христиане. Увы! Многим, православным по виду людям уже кажутся скучными слова апостола Павла: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным… Имея пропитание и одежду, будем довольны тем… Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии (1Тим.6:6,8; Флп.4:12). Нет, теперь у нас другие нравственные ориентиры. «Ми цього варті!» - как говорят в небезызвестной стране. Даешь справедливость! Правда, все ее понимают полярно. Жлобский вариант справедливости – это когда у меня должно быть все, независимо от того, что я умею и кем я стал в жизни.

Некоторые считают, что зависть может стать движущим фактором развития человека, возбуждая здоровый дух соперничества. Чушь. Да, напряжешься и сделаешь круче, чем другой. Но внутренне обязательно замараешься, потому что делал не из любви, а из зависти. Измерение делам дают не внешние успехи, а сердечные намерения. Сделал по страсти – на выходе имеешь плод страсти.

Хочешь быть несчастным всегда? Возьми на вооружение установку: «Почему у меня не как у него?» Всегда найдется более успешный, или имеющий то, чего нет у тебя. И ты всю жизнь будешь тянуть ярмо зависти, и она сожрет тебя с потрохами. А еще, того и гляди, невидимая рука вложит в твою руку оружие, и невидимый командир направит добиваться справедливости через насилие. В считанные минуты можно превратиться из добропорядочного гражданина в государственного преступника. А также и в преступника против Бога, ибо институт власти установлен Владыкой неба и земли.

Но есть зависть более опасная, чем вопли внутреннего жлоба о неравномерном распределении денег, еды и имущества. Она может быть каинова, т.е. основываться не на материальной, а на духовной почве. Каин-то на брата руку поднял не потому, что тот бизнес отжал или любовницу отбил. Каин увидел, что Бог принял дар брата, а не его. Такая зависть страшнее, ибо она пытается научить Самого Бога, кого благословлять. Первый убийца желает вытеснить брата из совместного бытия, поставить Бога перед этим фактом, и принимать благословение Божие в одиночку. Брат становится досадным препятствием к благословенной жизни – значит, его надо убрать. В какой-то странный комок здесь сплетается ненависть к ближнему и желание Божьего благословения. Монашки, скачущие на русофобских майданах, священники, благословляющие вооруженных революционеров на братоубийство – это все сегодняшнее продолжение каиновой истории.

Приходит такая мысль: Богу страшно награждать человека, потому что получателю Его даров сразу кто-то позавидует! Христос ведь рассказывал притчу, где ниспосылатель благ вынужден был оправдываться: «разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф.20,15) Точно так мы и живем, в мире благословленных и завидующих. Талантлив – получай завистников. Хорошо зарабатываешь - умножаешь число недоброжелателей. Умнее других - значит, собираешь вокруг себя врагов.

Помимо своего богоборческого направления духовная зависть связана с гордостью. Завистник уверен, что именно он достоин признания Божьего. Поэтому он строит всякие козни сопернику, пытаясь установить «справедливость». Гордость питается завистью, и зависть питается гордостью. Они всегда вместе, как дым и огонь.

С одной стороны, зависть тупа. Как говорил один батюшка: от того, что тебя мучает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Хоть зависть способна прятаться и шифроваться, сама по себе она примитивна. Гордость, например, куда более изощренное и тонкое чувство. Для успешной же борьбы с завистью достаточно бывает увидеть ее в себе и понять. Это уже половина победы. Вовремя замеченный враг потенциально побежден. Особенно такой глупый, как зависть.

С другой стороны, зависть заползает в человека настолько глубоко, что он может чувствовать к своему ближнему какую-то безотчетную ненависть, не умея ее объяснить. А ларчик будет открываться просто – завидуешь ты, брат. И твоя страсть создает в тебе твой личный ад, который будет обжигать тебя изнутри, периодически прорываясь наружу. И ты всю жизнь можешь быть уверен, что тебя обидели, обманули, «развели»… И это все они, они виноваты. Все вокруг виноваты в том, что мне плохо. Они создали мой ад, не я…

Чем более примитивен и неразвит человек, тем более он подвержен зависти - одной из самых культивируемых страстей современности; пороку, который сегодня насаждается системно и с какой-то особенной назойливостью. И еще не раз и не два будет использован проверенный метод манипуляции сознанием, который выражается одним словом: сравни. Сравнивай, завидуй и злись. Злись, завидуй, сравнивай. Наполняйся безотчетной ненавистью. А те, кто этим управляет, решат, куда твою ненависть направить…

Будем внимательны, чтоб не попасть на крючок.

Автор: 

Сергей Комаров

Источник: 

Радонеж