http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Тайны массовых расстрелов

Автор: 
Сандугаш ДУЙСЕНОВА

 

В архивах Омска по запросу талдыкорганского следопыта нашли документы о расстрелянных в Капале “врагах народа” и согласились на пять дней открыть доступ к этим секретным материалам. Однако из-за отсутствия средств историк не может выехать в Россию.

Капал построили в 1847 году как укрепление. Год спустя его преобразовали в уездную станицу, где разместился штаб семиреченских казачьих войск. Город был крупным и богатым для своего времени, здесь кипела жизнь, люди строили дома, разбивали клумбы, приезжие купцы торговали шелками и восточными сладостями. Была своя больница, гимназия, церковь и мечеть.

- Советскую власть в Семиречье устанавливали далеко не мирным путем. Казаки оказали сопротивление, но революционерам удалось одержать победу. Противники новой власти оказались в тюрьме. Позже они были признаны врагами народа и расстреляны. По предварительным данным, было убито 72 тысячи человек, - шокирует цифрой историк Сергей Акимович КОШЕВОЙ. - Тогда Семиреченская область входила в состав Омской губернии, поэтому все важные документы были переправлены в центр.

Буквально в прошлом году в руки историку попал один интересный документ: отчет комиссара Капальского уездного отдела Марата ЖАКУПОВА, датированный 15 декабря 1921 года.

В своем письме председателю Омского совета рабочих и солдатских депутатов КОСАРЕВУ Жакупов сообщает о том, что с 19 июня по 15 декабря 1921 года в тюрьме Капала находились 180 тысяч арестованных граждан Семиреченской области. По решению суда революционного временного правительства большевиков были признаны врагами народа и приговорены к расстрелу 75 тысяч человек.

Далее приводится список убитых по национальному составу: казахов - 15 тысяч, уйгуров - 7 тысяч, белорусов - 4 тысячи, украинцев - 3 тысячи, татар - 8 тысяч, русских - 12 тысяч человек. Также были расстреляны 23 тысячи казаков, 34 православных и 40 мусульманских священнослужителей.

- В отчете указано и место расстрела военнопленных. Оно находится между казачьим укреплением и христианским кладбищем Капала, - уверяет историк.
Старожилы знают и место массового захоронения.

- Когда мы были маленькими, наши деды рассказывали, что крас­ные на ту сопку ставили два “максима”, - говорит пенсионер Гафур БИКТАШЕВ, указывая на небольшую возвышенность на окраине села, - потом выстраивали пленных в ряд и расстреливали. После массовой расправы тела скидывали в большой ров, который рыли сами пленные.

- Нам стали известны факты массового убийства наших земляков, но, к сожалению, нет архивных данных, подтверждающих эти исторические события, - сетует Сергей Акимович. - Я забросал письмами все архивы России.

Однажды следопыту улыбнулась удача. Он получил от директора исторического архива Омской области Людмилы ЧЕКАЛИНОЙ послание, подтверждающее наличие документов, связанных с репрессиями сибирского казачества в годы становления советской власти на территории Семиречья в 1919-1921 годах. Более того, историку сообщили, что он будет иметь доступ ко всем архивным документам в течение пяти дней.

- Открылась уникальная возможность узнать о бесчинствах, которые творило на территории Жетысуского края временное правительство большевиков.

Материалы находились в хранилище музея народов Сибири Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Там же можно узнать список всех расстрелянных и тогда узаконить место массового захоронения людей и установить там памятник с ограждением, чтобы скот не топтал, - воодушевленно рассказывает Кошевой.

К сожалению, следопыт не смог выехать в Омск. Причина банальна: у пенсионера не оказалось денег на поездку.

- Как только получил ответ из архива Сибири, на радостях написал письмо заместителю акима Алматинской области Жаксылыку ОМАРУ, который курирует общественные организации, чтобы он выделил мне 300 тысяч тенге на поездку. Однако получил лишь отписку: в бюджете на такие цели деньги не предусмотрены. Замакима предложил ассамблее заложить необходимую сумму на февраль-март следующего года, - сетует Сергей Кошевой.

Не дождавшись помощи от местной власти, историк обратился с просьбой к жителям Жетысуского края. Он просит откликнуться неравнодушных людей, чтобы те помогли собрать средства для его поездки в Россию. Кошевой намерен приоткрыть завесу тайны над массовыми расстрелами в Жетысу.

Несколько лет назад местные жители водрузили камень на братском холме, чтобы вновь прибывающие жители Капала знали, что здесь нашли последнее пристанище и православные, и мусульмане.

- Среди безвинно убиенных покоится священнослужитель Владимир ДМИТРИЕВСКИЙ, причисленный ныне к числу мучеников, - рассказывает житель Капала Валерий ПОХОРУКОВ. - Сюда уже потянулись паломники. Они ночуют прямо на территории захоронения.

Однако не все обращают внимание на этот памятный знак, особенно приезжие.

- Фермеры проложили дорогу по могилам и спокойно ездят по ней. Сколько раз мы говорили, что нельзя беспокоить прах умерших, но никто не хочет обращать на это внимания, - жалуется на приезжих местная жительница Валентина КАТЫМАКО.

Тогда по указанию владыки Мефодия на этом месте был воздвигнут поклонный крест с памятной надписью и молитвой. Но не тут-то было. В прошлом году этот траурный знак был подвергнут акту вандализма: неизвестные закидали его камнями. Били, словно по мишени: зияющие мелкие дыры обнаружили в родительский день верующие села, когда собрались у креста, чтобы прочитать молитвы за упокоение душ умерших.

- Нет у нас ни молитвенного дома, ни часовни. А ведь хочется как нормальным людям совершать здесь обряд венчания, крестить детей, причащаться и даже исповедоваться. Покаяние - это таинство, которое совершается без людских глаз только в церкви, а всего этого мы лишены, - плачет пенсионерка Надежда ПОХОРУКОВА. - До сих пор собираемся по дворам, чтобы совершить богослужение. Спасибо батюшке Юрию из Иоанно-Богословского собора.

Его здесь чаще видят, чем местного акима. Каждый четверг он преодолевает 80 километров, чтобы выслушать жалобы жителей Капала.

Что касается храма, то он в Капале есть. Его построили казаки еще до революции. Новая власть решила, что религия - опиум для народа, двери его заколотили. В 1930 году пустующее здание перестроили в кинотеатр, а после развала СССР оно перешло в частные руки. Первоначально здесь проводили дискотеки, сейчас тут ресторан.

Верующие сельчане неоднократно предпринимали попытки вернуть храм, но тщетно. Хозяин питейного заведения не хочет его продавать.

Так и живут капальцы: есть храм, но нет возможности совершать в нем богослужения, есть массовое захоронение, но нет возможности узнать, кто там захоронен, есть аким, но нет шансов его увидеть...

www.time.kz