http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Поцеловала сына после причастия. Сильно ли я согрешила?

Добрый день! Сегодня мой сын в первый раз прошёл таинство Причащения, а я забылась и поцеловала его в губы. Большой ли это грех, и какой вред своим поступком я нанесла ребёнку?

Ирина, Домодедово


Здравствуйте, Ирина.

Спешу успокоить Вас: никакого тяжкого греха Вы не совершили, и Ваш сын, конечно же, не лишится из-за этого поцелуя Божественной благодати.

Действительно, существуют определенные правила поведения для тех, кто причастился Святых Таин Тела и Крови Христовых. Они предполагают следующее:

сразу же после причащения, отходя от Святой Чаши, не креститься, не целовать иконы и святыни (и вот именно в этот момент не целоваться ни с кем), не произносить ни слова до тех пор, пока не будет выпита теплота, или так называемая «запивка» (обыкновенно она предлагается неподалеку от места причащения);

прослушать или прочесть благодарственные молитвы;

после причастия поступать богоугодно в делах и словах, хранить в чистоте свои помыслы (именно грехи и даже греховные мысли являются причиной отступления благодати, полученной в этом Таинстве);

христианам, находящимся в супружестве, в этот день желательно воздержаться от близких отношений.

Что же касается остальных предписаний, таковых как «не совершать земные поклоны», «не целовать иконы и крест», «не обниматься», «не есть рыбу и овощей и фруктов с косточками» - то они чаще всего не имеют аргументации и логического обоснования.

В частности, уставом Церкви предписывается после некоторых служб, а, следовательно, после причащения, совершать духовенству и мирянам земные поклоны (например, в праздник Крестовоздвижения – перед Крестом Господним). Целовать иконы и святыни нельзя лишь только непосредственно после причащения, до того как запил Тело и Кровь Христовы теплотой, после чего можно с благоговением приложиться к любой святыне. Запрещение обниматься «знающие» люди объясняют тем, что через это христианин теряет полученную благодать. Но это неправда. Еще раз повторюсь, что теряется эта благодать от пустой болтовни, или еще хуже, от осуждения ближних, от сквернословия, от нечистых мыслей и злых дел.

Что касается продуктов, то будем в пример брать монахов монастырей, которые в дни великих праздников обязательно причащаются, а на трапезе по уставу вкушают рыбу.

Но при всем при этом есть еще и такое понятие, как благоговение. Именно оно должно водвориться в сердце причастника. Именно оно не позволит без необходимости плеваться в день причастия, не позволит курить и совершать что-либо греховное и оскверняющее душу и тело. Именно оно способно сохранить в сердце причастника полученную Божественную благодать.

С уважением, священник Александр Матлашов